Крис Блэквелл вспоминает, как создавался альбом “Catch a Fire”
Крис Блэквелл вспоминает, как создавался альбом “Catch a Fire”

Не так давно вышли мемуары известного музыкального продюсера Криса Блэквела «Islander: My Life in Music and Beyond».

Крис Блэквел – американский музыкальный продюсер, которого считают главным популяризатором регги на западе. Он вместе, Грэмом Гудоллом и Лесли Конгом
в 1959 году создал на Ямайке звукозаписывающую компанию Island Records. В 1962 году компания перебазировлась в Британию и со временем стала крупнейшим независимым музыкальным лейблом. В 1982 компанию купила PolyGram.
Island Records сотрудничала со многими музыкантами, играющими музыку регги и не только. Боб Марли один из главных успехов компании. Но Island Records работала не только с Марли но и с такими всемирно-известными исполнителями, как U2 и Элтон Джон.
 

Крис Блэквел вспоминает свое детство ан Ямайке, как он начинал свою карьеру в музыкальном бизнесе. Известный продюсер не был пай мальчиком. Свое детство он провел на Ямайке и уехал с острова, чтобы учиться в престижной английской школе. Но дух свободу, который впитался в парня сделал свое дело, и будущий популяризатор регги был с треском выгнан из чопорной английской школы.
Куда подать молодому бунтарю? Ну конечно туда, где осталось его сердце и где он был свободен – на Ямайку.
Дальше он рассказывает, как в сотрудничестве с такими же парнями, влюбленными в музыку, они создали Island Records. Это был удачный проект. Они записывали музыкантов, от которых отказывались другие музыкальные лейблы. Среди таких исполнителей были - U2, Грейс Джонс, Стив Уинвуд, Ник Дрейк, Roxy Music и Кэт Стивенс.

Крис Блэквел в одной из глав рассказал, как случайность изменила музыкальный мир.
Однажды в 1972 году он случайно познакомился с Бобом Марли и the Wailers и решил продюсировать их новый альбом “Catch a Fire”.
Оказывается, Боб Марли несколько месяцев жил в Швеции и писал музыку для фильма «Так сильно хочу верить» ( Want So Much to Believe) режисера Гуннар Хёглунд - Vill så gärna tro. Фильм был малобюджетный и денег на нем Боб много не заработал. Заработанных денег ему хватило только для того, чтобы добраться от Стокгольма до Лондона. Там он встретился с двумя другим участниками группы the Wailers Питером Тош и Банни Уаелером, которые ему помогли в обустройстве в городе. На какое-то время они разошлись, но по отдельности денег они не заработали и решили отправиться домой на Ямайку.
Банни слышал о парне, которого звали Крисс и который жил на Ямайке и помогал молодым музыкантам. Его знакомый Коксон Додд (Clement Seymour "Coxsone" Dodd) выпустил на его студии “Simmer Down” и “It Hurts to Be Alone” в шестидесятых годах.

Крис Блэквел рассказал, что он как-то уже брал для прослушивания несколько песен the Wailers, а потому Банни решил, что он им должен денег. Скорее всего это Коксон, направил парней к нему, что отвязаться от них.
В принципе, практика работы с группами на Ямайке порождала постоянные споры. Деньги были небольшие – 20 долларов за запись, но Блэквел до этого момента не работал с этой группой. Проблема была в том, что хотя the Wailers и была одной из лучших музыкальных групп Ямайки, но местные радиостанции не играли свою музыку. Черная Америка тоже тогда еще не принимала регги. Но эти музыканты были принципиальными.

И все же после долгих споров Блэквел в 1972 году встретился с Банни, Бобом и Питером в своем офисе.

Что удивило Криса в парнях, так это их уверенность в себе. Они вошли в офис так, что это он им должен, а не они хотят немного подзаработать на проезд до дома. Крис спросил их, что они хотят от него. Банни сказал, что их музыка должна звучать на Американском радио.

Крис попытался им объяснить, что их музыка не будет принята в Америке, что там на то время господствовал рок и R & B и что им нужно поменять свой стиль, чтобы попробовать завоевать Америку.

Он спросил их, как они играют вживую. Боб и его товарищи ответили, что они великолепны. Тогда Крис поинтересовался у них, сколько им понадобится денег, чтобы записать альбом. На Ямайке тогда, записывали в основном синглы. 

Они запросили достаточно много – 4 000 фунтов, но Блэквел посчитал эту сумму приемлемой и сказал ДА. Это было «джентельменское» соглашение без подписей и формальностей. Некоторые из коллег Крисса посчитали это большой ошибкой и что парни просто смоются с его деньгами.
Но Блэквел был уверен в них, он видел их любовь к музыке и желание что-то сделать. Он сказал, что через пару месяцев будет на Ямайке, чтобы послушать, что у них получилось.

Пару месяцев спустя Крис зашел в крошечный магазин пластинок на Кинг-стрит в Кингстоне, куда ему было велено зайти.
У Wailers был свой собственный лейбл Tuff Gong, и они выпускали свои собственные записи из магазина, который был скорее дырой в стене без названия, чем магазином.
За прилавком стояла женщина, которая оказалась Ритой, женой Боба, у которой тоже был чертовски хороший голос, когда она играла в "Сулеттах", а потом в "И Три".

“ Я ищу Боба, ” сказал Крисс.

- Ты Крис? - спросила она. “ Они ждали тебя.

Он спросил Риту, записывали ли они что-либо. Она ответила: «О да! Я думаю, тебе понравится, Крис».
Он вернулся в свой отель, куда приехали парни из группы и повезли его в свою студию.
Это был их первый альбом - Catch a Fire и он отличался от всей другой Ямайской музыки.
Первая песня альбома, которую он услышал, была “Slave Driver”. Крис был под впечатлением и это было больше, чем он ожидал.


R-4885431-1560218167-4610.jpeg


Далее Крис Блэквел рассказывает от том, как они работали, готовя альбом к выпуску. Нужно было донести регги до людей, которые ранее не слышали эту музыку. Над альбом пришлось поработать.
Catch a Fire - самый отполированный из записей Боба Марли, это было сделано намеренно. Это было «Введение в регги» для тех, кто не привык к этой музыке.
В первый год было продано всего 14 000 копий. Крис был разочарован. И хотя ему говорили, что это хорошо для регги, он отвечал, что он не рассматривает этот альбом как регги, для него это соответствует рок-альбому и он считает, что эта музыка станет, чем то большим.
Catch a Fire получил отличные отзывы, особенно для музыки, которая до сих пор не воспринималась всерьез большинством представителей рок-прессы.
С этого момента началось сотрудничество Боба Марли с Крисом и с этого альбома регги стало завоевывать мир.